- ДЕЛО
- ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА
- СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА)
- ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ПОСТ.)
- СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 24RS0028-01-2022-003898-94 |
Дата поступления | 29.09.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Измаденов А.И. |
Дата рассмотрения | 24.01.2023 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 29.09.2022 | 16:23 | 29.09.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 30.09.2022 | 08:55 | 30.09.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 04.10.2022 | 16:21 | Административное исковое заявление принято к производству | 05.10.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 04.10.2022 | 17:00 | 06.10.2022 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 31.10.2022 | 09:15 | 06.10.2022 | ||||||
Подготовка дела (собеседование) | 28.11.2022 | 12:00 | Рассмотрение дела начато с начала | 01.11.2022 | |||||
Рассмотрение дела начато с начала | 28.11.2022 | 13:50 | вступление/привлечение заинтересованного лица | 28.01.2023 | |||||
Подготовка дела (собеседование) | 26.12.2022 | 09:15 | Рассмотрение дела начато с начала | 08.02.2023 | |||||
Рассмотрение дела начато с начала | 26.12.2022 | 09:24 | вступление/привлечение заинтересованного лица | 08.02.2023 | |||||
Судебное заседание | 24.01.2023 | 14:15 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 26.12.2022 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.02.2023 | 15:05 | 04.02.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 07.02.2023 | 18:00 | 08.02.2023 | ||||||
Дело оформлено | 18.05.2023 | 17:48 | 18.05.2023 | ||||||
Дело передано в архив | 02.02.2024 | 14:45 | 02.02.2024 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ООО УК "Павловский" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Петракова Елена Вениаминовна | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю |
ЖАЛОБА № 1* | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Апелляционная жалоба (на не вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Красноярский краевой суд | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на дату | 17.04.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назначено в вышестоящий суд на время | 10:30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 18.04.2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | решение ОТМЕНЕНО ПОЛНОСТЬЮ с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ |
ЖАЛОБА № 2* | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид жалобы (представления) | Кассационная жалоба (на вступивший в силу судебный акт) | ||||||||||||||||||||||||
Заявитель | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | ||||||||||||||||||||||||
Вышестоящий суд | Восьмой кассационный суд | ||||||||||||||||||||||||
---=== ДВИЖЕНИЕ ЖАЛОБЫ ===--- | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
Дата рассмотрения жалобы | 30.08.2023 | ||||||||||||||||||||||||
Результат обжалования | Отменено с оставлением в силе решения суда I инстанции без изменений |
Административное дело № 2а-186/2023 (УИД 24RS0028-01-2022-003898-94)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 24 января 2023 г.
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Измаденова А.И. с участием:
истца Петраковой Е.В.,
представителя истца Петраковой Е.В. – Никитина Е.В. (допущен определением суда по устному ходатайству),
при ведении протокола секретарём судебного заседания Борониной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Петраковой ФИО9 к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о признании незаконными бездействия, ответа, возложении обязанности,
установил:
Петракова Е.В. обратилась в суд к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края («Служба») с требованиями о признании незаконными бездействия, ответа, возложении обязанности.
В иске указано, что Петракова Е.В. является собственником квартиры №, находящейся в подъезде № дома № по ул. <адрес>. Управление вышеуказанным многоквартирным домом на основании договора от 01.08.2016 г. осуществляет ООО УК «Павловский» («управляющая компания»). Истец обратилась в службу строительного надзора и жилищного контроля с рядом жалоб, в том числе: одна жалоба от 17.08.2022 г.; две жалобы от 29.08.2022 г. В письме (ответе) от 19.09.2022 г. ответчик отказался принять меры по жалобам.
В ответе Служба отказала в проведении контрольного мероприятия в отношении управляющей компании, сославшись на запрет проведения последнего, о котором указано в письме Минэкономразвития России от 24.03.2022 г. № Д24и-836. Вместе с тем, в названном письме прямо указано на необходимость проведения контрольных (надзорных) мероприятий на основании жалоб граждан, обратившихся за защитой (восстановлением) своих прав. Допущенные управляющей компанией нарушения затрагивают права и законные интересы истца, а потому поданные жалобы являлись основанием для проведения проверки.
Утверждение ответчика о том, что проведение ремонта подъездов проводится на основании решения собственников и при накоплении достаточных средств, противоречит законодательству. Периодичность ремонтов подъездов должна быть соблюдена один раз в пять лет или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. ООО УК «Павловский» осуществляет управление многоквартирным домом с 2016 г., то есть более пяти лет подряд и ремонт не производит, в связи с чем у него возникла нормативная обязанность по ремонту всех подъездов дома. Исполнение данной обязанности не зависит от принятия решения собственниками помещений. Отсутствие денежных средств не может послужить основанием для уклонения от исполнения названной обязанности. В период времени с 2016 г. по 2021 г. собственниками помещений в счёт расходов на текущий ремонт уплачена значительная сумма денежных средств, за счёт которой можно было провести ремонт всех подъездов многоквартирного дома, однако, этого сделано не было.
ООО УК «Павловский» безосновательно включает затраты на содержание внутридомового газового оборудования в текущий ремонт, однако, данное обстоятельство не получило должной оценки в ответе Службы.
В ответе Служба указала, что не вправе вмешиваться в финансово – хозяйственную деятельность ООО УК «Павловский» и давать оценку обоснованности тарифов. Однако, Петракова Е.В. в жалобах не ставила вопрос о вмешательстве в вышеуказанную деятельность управляющей компании, а просила разрешить вопрос об изменении размера платы путём исключения из неё затрат, не отнесённых к таковым, и произвести перерасчёт из-за того, что площадь, многоквартирного дома, учтённая при установлении тарифа и фактическая площадь разнятся.
Ответчик в письме (ответе) указал, что у него отсутствуют основания для принятия мер к ООО УК «Павловский» в связи с неполнотой размещения информации в системе ГИС «ЖКХ», так как истец не указал сведения, которые не были размещены. Между тем, обязанность осуществлять контроль и давать оценку полноте раскрытия информации возложена на Службу.
Служба, несмотря на наличие оснований, необоснованно уклоняется от осуществления лицензионного контроля за исполнением управляющей компанией лицензионных требований.
Несостоятельна ссылка ответчика на то, что часть поставленных в жалобах истца вопросов относится к полномочиям правоохранительных органов. Кроме того, если Служба сделала такой вывод, должностные лица должны были самостоятельно в течение семи дней направить материалы в соответствующие органы.
Учитывая данные обстоятельства, Петрова Е.В. просит суд:
признать незаконным бездействие службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившиеся в непроведении регионального государственного жилищного надзора и надзора за соблюдением лицензионных требований в отношении ООО УК «Павловский» на основании двух жалоб от 29.08.2022 г. и одной жалобы от 17.08.2022 г.;
признать незаконным и необоснованным ответ службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 16.09.2022 г. № 10065/7508;
возложить на службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обязанность приять меры, то есть осуществить надзорные и контрольные мероприятия, по существу вышеуказанных жалоб (л.д. 5-12).
Определениями Кировского районного суда г. Красноярска от 28.11.2022 г., 26.12.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО УК «Павловский», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (л.д. 237, 246).
В судебном заседании истец Петракова Е.В., её представитель Никитин Е.В. требования поддержали, сослались на доводы, изложенные в иске.
Ответчик служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом, что следует из сведений, полученных с официального сайта АО «Почта России» (www.pochta.ru) (л.д. 229).
Ранее представитель ответчика службы строительного надзора и жилищного контроля – Клепиков Д.А. предоставил возражения, в которых просил оставить исковые требования без удовлетворения, сославшись на необоснованность доводов, приведённых истцом (л.д. 95-97).
Заинтересованные лица ООО УК «Павловский», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что следует из почтовых уведомлений (л.д. 226, 227).
Поскольку неявившиеся лица извещены надлежащим образом, их явка обязательной не является и не признавалась таковой, судом на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Оценив доводы, изложенные в иске, в возражениях, выслушав сторону истца, исследовав предоставленные и истребованные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В ст. 20 ЖК РФ указано, что предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (ч. 1).
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Организация и осуществление государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч. 6).
Исходя из ст. 196 ЖК РФ, региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч. 1).
Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований (ч. 2).
Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч. 3).
Постановлением правительства Красноярского края от 03.04.2012 г. № 143-п утверждено Положение о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее «Положение от 03.04.2012 г. № 143-п»), где указано, что служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края («Служба») является органом исполнительной власти Красноярского края («край»), осуществляющим региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края (п. 1.1).
Задачами службы является обеспечение соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и жилищного законодательства федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти края, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и иными организациями и гражданами (п. 2.1).
В компетенцию Службы включено:
осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора), в том числе осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе осуществление лицензионного контроля;
рассмотрение обращений граждан по вопросам, входящим в компетенцию Службы, в установленном порядке (п. 3.3.3, п. 3.3.4, 3.10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение об осуществлении контроля за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее « положение от 28.10.2014 г. № 1110»), где указано, что лицензионный контроль осуществляется лицензирующим органом в соответствии с настоящим Положением (п. 20).
Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии («лицензиат») (п. 23).
Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований (п. 25).
При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе: инспекционный визит; документарная проверка; выездная проверка;
б) без взаимодействия с лицензиатом: наблюдение за соблюдением лицензионных требований; выездное обследование (п. 46).
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений (п. 47).
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) опрос; в) получение письменных объяснений; г) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) (п. 48).
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) получение письменных объяснений; б) истребование документов (п. 49).
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: а) осмотр; б) опрос; в) получение письменных объяснений; г) инструментальное обследование; д) экспертиза (п. 50).
Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля.
В ходе выездного обследования могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) мероприятия: осмотр; испытание.
Выездное обследование проводится без информирования лицензиата.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день (п. 53).
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля проводятся по основаниям, предусмотренным п. 1, п. 3 – п. 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (п. 54).
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт (п. 59).
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия (п. 60).
В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований лицензирующим органом после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (п. 63).
Как указано п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее «ФЗ от 31.07.2020 г. № 248»), основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Согласно ст. 58 ФЗ от 31.07.2020 г. № 248 сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (п. 1 ч. 1).
Из ч. 2, ч. 3 ст. ФЗ от 31.07.2020 г. № 248 следует, обращение граждан подлежат проверки, а для оценки достоверности поступивших сведений должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости:
запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
Таким образом, служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти, осуществляющим региональный жилищный контроль (надзор) и лицензионного контроль. В целях осуществления названного контроля (надзора) Службе предоставлен широкий круг полномочий.
Обращение гражданина в Службу в связи с нарушением либо угрозой нарушения его прав и законных интересов подлежит проверке и может служить основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В судебном заседании установлено, что Петракова М.С. является собственником квартиры № дома № по ул. <адрес>, где зарегистрирована по месту жительства и проживает (л.д. 32-33, 34-35).
Управление многоквартирным домом № по ул. <адрес>, где находится квартира истца, осуществляет ООО УК «Павловский» на основании договора от 01.08.2016 г.
В п. 3.1.2.1 названного договора предусмотрена обязанность управляющей компании выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме при наличии к тому оснований, предусмотренных действующим законодательством (необходимости их проведения), и при наличии накопленных (из ежемесячного оплачиваемых собственниками на ремонт средств) и достаточных для финансирования проведения ремонта средств.
Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту общего имущества устанавливается и изменяется нормативными правовыми актами (на момент заключения договора таким нормативным актом является приложение № 7 «перечень работ, относящихся к текущему ремонту» к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170).
Текущий ремонт производится при необходимости предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов.
Управляющая компания осуществляет содержание дома с соблюдением Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирном доме (л.д. 36-45).
ООО УК «Павловский» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленную приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ
Петракова Е.В. направила в службу строительного надзора и жилищного контроля три жалобы (одна жалоба от 17.08.2022 г., две жалобы от 29.08.2022 г.), в которых указала на следующее:
в нарушение установленного законом срока (один раз в пять или три года) управляющей компанией не проведён ремонт подъездов №, №;
работы по ремонту подъездов №, № проведены некачественно с грубым нарушением норм и правил, в связи с чем последние находятся в неудовлетворительном состоянии;
денежные средства, уплачиваемые собственниками в счёт текущего ремонта, используются не по целевому назначению;
управляющая компания неравномерно израсходовала денежные средства, уплаченные собственниками в счёт текущего ремонта, для обслуживания внутридомового газового оборудования, гидродинамической прочистки наружных сетей канализации, замены задвижки на вводе холодного водоснабжения, погрузки, вывоза, захоронения отходов опиловки деревьев;
нарушены требования прокладки различных сетей и проводов;
управляющей компанией не верно рассчитан тариф (принята во внимание площадь помещений – 3 619.21 м?, в то время действительная площадь помещений – 3 645.70 м?).
В жалобах истец просила Службу провести проверку по указанным фактам и принять соответствующие меры для устранения допущенных нарушений (л.д. 104-113, 139, 140).
Рассмотрев жалобы Петраковой Е.В., служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края подготовила ответ от 16.09.2022 г. исх. №, в котором указала, что у органа отсутствуют основания для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, так как поданные жалобы не содержат сведений о нарушении контролируемым лицом обязательных требований, повлёкших причинение вреда (ущерба) или угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Кроме того, согласно письму Минэкономразвития России от 24.03.2022 г. № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 г.» основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является установление фактов причинения вреда либо непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.
В связи с изложенным Службой принято решение о рассмотрении обращения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
По вопросу невыполнения текущего ремонта в местах общего пользования (подъезды №, №) разъяснено, что организация и планирование текущего ремонта осуществляется с соответствии с требованиями жилищного законодательства, которое не содержит обязательных требований по восстановлению отделки стен, потолков, полов в подъездах. Указанные работы, относящиеся к текущему ремонту, выполняются по решению общего собрания собственников и при накоплении собственниками необходимого объёма денежных средств.
Управляющей компанией выполнен текущий ремонт подъездов №, №, однако, вопросы, связанные с принятием решений о проведении текущего и (или) капитального ремонта общего имущества отнесены исключительно к компетенции общего собрания, на котором собственники помещений в многоквартирном доме обязаны утвердить перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а так же размер финансирования и предоставить протокол решения общего собрания в управляющую организацию для его реализации.
Служба, как административный орган, не вправе проводить проверку финансово – хозяйственной деятельности управляющих организаций. Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью управляющих организаций, расходованием юридическими лицами денежных средств, оплаченных жильцами дома по статье содержание и ремонт жилого фонда (содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме), в том числе согласование условий в части стоимости выполнения работ осуществляется собственниками жилья самостоятельно либо по инициативе и за счёт собственников с привлечением экспертной организации, осуществляющей аудиторские услуги (л.д. 101-102).
Между тем, Правительством Российской Федерации 10.03.2022 г. принято Постановление № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее «Постановление от 10.03.2022 г. № 336»), которым был установлен мораторий на проведение плановых проверок в 2022 г. и основания для проведения в 2022 г. внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В п. 3 Постановления от 10.03.2022 г. № 336 (в редакции от 24.03.2022 г.) было установлено, что в 2022 г. в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав могут проводиться внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 г. № 1431 были внесены изменения в Постановление от 10.03.2022 г. № 336, согласно которым в 2022 г. органам предоставлена возможность без согласования с органами прокуратуры проводить внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2022 г. № 1431 вступило в законную силу 23.08.2022 г., то есть в период рассмотрения жалоб Петраковой Е.В., и подлежало применению.
Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 г. позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на ряд установленных особенностей, государственные органы в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора могли проводить внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в случае поступления жалоб граждан в связи с защитой (восстановлением) нарушенных прав, до 22.08.2022 г. при условии согласования с органами прокуратуры, а, начиная с 23.08.2022 г., без указанного согласования самостоятельно.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В п. 7 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ указано, что к лицензионным требованиям относятся, в частности, иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из ч. 1, ч. 2 ст. 193 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Из п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 г. № 1110, следует, что лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
В ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ закреплено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, где в п. 10 указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно – правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу п. 3.2.9 названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что нарушение п. 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, может свидетельствовать о нарушении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, лицензионных требований.
Возможное нарушение лицензионных требований является основанием для проведения органом, осуществляющим лицензионный контроль, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
В жалобах, поданных 17.08.2022 г., 29.08.2022 г. Петракова Е.В. указала, что в нарушение требований п. 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, управляющая компания в течение более чем пяти лет не проводит ремонт в подъездах №, № многоквартирного дома № по ул. <адрес>.
Кроме того, в жалобах истец указал на ряд других нарушений в сфере жилищного законодательства, а так же на факт нарушения его прав и на необходимость устранения возможных нарушений.
Бездействие управляющей компании, выразившееся в несоблюдении периодичности ремонта подъездов, могло нарушать права Петраковой Е.В., являющейся собственником жилого помещения в многоквартирном доме и проживающей в последнем, а сообщенные в жалобах обстоятельства могли свидетельствовать о нарушении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельностью по управлению многоквартирными домами, как лицензионных требований, так и требований жилищного законодательства.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что изложенные в жалобах Петраковой Е.В. обстоятельства являлись основанием для проведения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, осуществляющей региональный жилищный контроль (надзор) и лицензионный контроль, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
При этом, исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 г. № 336 г., препятствия для проведения внеплановой проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в связи с поступлением жалобы гражданина, просящего о защите (восстановлении) нарушенных прав, отсутствовали.
Вместе с тем, служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края при наличии оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и при отсутствии препятствий для проведения последнего, не совершила действий, направленных на проверку нарушений, указанных Петраковой Е.В. в жалобах, то есть незаконно бездействовала.
Ответ от 16.09.2022 г. № дан Службой без должной проверки доводов истца. Кроме того, в нём не содержится ответ на довод Петраковой Е.В. о завышении тарифа, который указан в жалобе от 29.08.2022 г.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования обоснованными.
Бездействие службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившееся в неосуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) на основании жалобы от 17.08.2022 г. и двух жалоб от 29.08.2022 г., поданных Петраковой Е.В.,, равно как и ответ от 16.09.2022 г. №, следует признать незаконными.
В целях устранения допущенных нарушений на службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края следует возложить обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести проверку по доводам жалобы от 17.08.2022 г., двух жалоб от 29.08.2022 г., поданных Петраковой Е.В., и повторно рассмотреть последние.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Петраковой ФИО10 к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, выразившееся в неосуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) на основании жалобы от 17.08.2022 г. и двух жалоб от 29.08.2022 г., поданных Петраковой ФИО11.
Признать незаконным ответ Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 16.09.2022 г. № 01-10065/7508.
Возложить на Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести проверку по доводам жалобы от 17.08.2022 г., двух жалоб от 29.08.2022 г., поданных Петраковой ФИО12, и повторно рассмотреть последние.
Возложить на Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обязанность в течение сообщить об исполнении решения суду и Петраковой ФИО13 в течение 10 дней с момента исполнения решения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда.
Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Измаденов А.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.02.2022 г.
